Qui vult, facultatis inveniet.
Пишет N.K.V.D.:
Были фройлян в немецких селениях...
«С удивительным спокойствием, которого я не ожидал встретить в этой хрупкой женщине, она заметила, что настоящий патриот не может слишком дорожить собственной жизнью, когда на карту поставлена честь отечества».
(Отто Скорцени)
Ханна Райч (Hanna Reitsch) (1912–1979 гг.), известная спортсменка-планеристка, летчик-испытатель.
Фото
Установила несколько рекордов скорости и высоты. В 1938 г. провела испытания вертолета Focke-Wulf Fw 61, совершив полёт внутри крытого стадиона «Дойчланд-халле».
В 40-е гг. Райч под руководством известного ракетного конструктора фон Брауна в качестве пилота проводила воздушные испытания ФАУ-снарядов. Кроме Железного креста 1-й степени, Райч имела звание капитаналюфтваффе.
Она успешно провела испытания и стала единственной женщиной — летчиком-истребителем среди немецких асов на Восточном фронте, получившей Железный крест 2-й степени. 26 апреля 1945 г. прорвалась в воздушном бою в уже окруженный советскими войсками Берлин и доставила в ставку Гитлера нового Главнокомандующего Военно-воздушными силами вермахта генерал-фельдмаршалафон Грайма после предательства Германа Геринга.
Хронология
29.03.1912 г.родилась Ханна Райч.
1931 г.закончила учебу с дипломом планериста.
1932 г.училась медицине с целью стать пилотом-медиком в Африке и получила права на пилотирование моторного самолета.
1934 г.перевелась на специальность летчика-испытателя и пилота пассажирских линий.
1937 г.первый перелет на планере через Альпы. Первая в мире женщина-командир экипажа и первая женщина-пилот вертолета.
1938 г.пилотирование вертолета Fw 61 в «Дойчланд-халле»
1942 г.первая женщина-пилот реактивного самолета Ме 163.
1944 г.первый пилот пасажирского лайнера; пробные полеты на Фау-1.
1952 г.завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира по планеризму в Испании.
1962–66 гг.основала школу планеризма.
1970 г.Райч становится одим из основателей вертолетного центра.
1971 г.Райч становится также одим из основателей объединения женщин-пилотов вертолета.
24.10.1979 г.Ханна Райч умерла.
Райч родилась в городе Хиршберг. Она бросила школу с углубленным изучением медицины (мечтала стать доктором-миссионером), чтобы посвящать полетам все время и сначала стала профессиональным летчиком планеров. Планеров - лишь потому, что в то время был установлен запрет для Германии на производство самолетов, которые могли быть хоть как-то использованы в военных ценях.
Победы Райч, которые не заставили себя ждать, не остаются без внимания: режиссеры-документалисты трубят о них для популярных в то время киножурналов. В 1934 году она ставит новый мировой рекорд. А однажды, яркая наци и пламенная последовательница Адольфа Гитлера, Ханна Райч удостоилось величайшей чести - она становится командиром лайнера, на котором фюрер летит на партийный съезд в Нюрнберге. Сказать, что это был настоящий успех - это не сказать ничего! Фюрер лично доверил ей это почетное и ответственное задание, которое было выполнено, а сам исторический полет позднее вошел в "Триумф Воли" - знаменитую киноленту другой выдающейся немецкой женщины - Лени Рифеншталь.
В 1937 году Райч переходит на службу в Люфтваффе в качестве летчика-испытателя. И первым достижением Райч на новом поприще стал успешный пилотируемый полет первого в мире вертолета еще в 1939 году. Пилотирование вертолета стало эффектным началом службы Райч в Люфтваффе. Но талантливая летчица рвалась на фронт, где уже полным ходом бушевал огонь войны. На простом безмоторным планере она совершает героический разведывательный ночной полет вдоль линии фронта, протянувшейся вдоль линии Мажино. В этом же году Райч получает Железный Крест II степени.
В огромном послужном списке тестируемых Ханой самолетов были даже такие легенды авиации, как знаменитый истребитель Мессершмит 163 "Комета", способный развивать скорость свыше 800 километров в час, что являлось непревзойденным рекордом в то время. При испытаниях Ме-163 в одном из полётов машина потеряла управление. Только благодаря чуду, несгибаемой воле и значительному опыту, Ханне Райч удается посадить самолет.
Сам Гитлер награждает Ханну Железным Крестом I Степени. На церемонии награждения в Берхтесгадене, получая из рук фюрера эту награду, Ханна высказала идею о создании отряда летчиков-камикадзе, которые управляли бы специально разработанными для таких целей модификациями ракет Фау-1. Шел 1944 год. Поначалу Адольф Гитлер отбросил такую идею, посчитав, что использование немцев в качестве камикадзе - непозволительно.
Когда в апреле 1944 года любимец Гитлера, диверсант Отто Скорцени увидел на полигоне в Пенемюнде запуск автоматического самолёта-снаряда Фау-1, у него тут же возникла идея увеличить точность его наведения на цель при помощи пилота. Вскоре он узнал, что до него эту идею пыталась провести в жизнь Ханна Рейч. Но ей не удалось добиться поддержки ни в министерстве авиации, ни лично у Гитлера. То, что не удалось Ханне, удалось Скорцени.
Переделать Фау-1 в пилотируемую летающую бомбу поручили заводам Хеншеля. На основе стандартной ракеты в течение двух недель изготовили четыре варианта пилотируемых снарядов, которые назвали «Рейхенберг». В версии Р-1 кресло пилота находилось за крыльями, а под фюзеляжем — полозья для приземления. Двигатель не устанавливали — модель предполагалось использовать в качестве учебного планера.
В Р-2 установили два сиденья на высоте крыльев. Это был учебный планер с двойным управлением: для инструктора и ученика. Самолёт-снаряд Р-3 напоминал Р-1 с той лишь разницей, что на нём был смонтирован стандартный двигатель Фау-1. Р-4 был снабжён полным оборудованием и пульсирующим двигателем, нёс почти тонну взрывчатки, но был без полозьев для посадки: на аэродром эта машина уже не должна была возвращаться...
В один из летних дней сорок четвёртого Ханна Рейч и Отто Скорцени приехали на аэродром, чтобы посмотреть на первый испытательный полёт «Рейхенберга». Обычно Фау-1 выстреливались из катапульты с 17-кратной перегрузкой. При пилотируемом полёте этого делать было нельзя, поэтому решили подвесить Фау под правым крылом бомбардировщика «Хейнкель-111» и отцепить его по достижении заданной высоты. Случайным свидетелям испытаний сообщили, будто проводится проверка аэродинамических качеств снаряда.
«Хейнкель» набрал высоту свыше тысячи метров. «Рейхенберг» с пилотом в кабине был хорошо различим под крылом бомбардировщика. Это был одноместный вариант Р-3 с двигателем и полозьями для посадки. Пилот бомбардировщика отцепил груз. Лётчик в кабине Фау быстро набрал максимальную скорость 550 км/час.
«Летающая бомба» сделала в небе несколько широких кругов, и лётчик уменьшил подачу топлива, чтобы снизить скорость перед посадкой. Пролетев против ветра на высоте около 60 метров над посадочной полосой, лётчик развернулся и снизился. Он летел на высоте 3—4 метра, и всем наблюдателям пришла в голову одна и та же мысль: слишком высока скорость. Пилот увёл машину на второй круг. Но и на этот раз посадочная скорость была слишком велика. В конце посадочной полосы лётчик пробовал поднять самолёт, но посадочные полозья маленькой машины зацепились за верхушки деревьев, и «Рейхенберг» исчез за пригорком. Через несколько мгновений оттуда взвился столб пыли.
Все бросились к месту катастрофы. Крылья и плексигласовый фонарь кабины были сорваны и валялись в стороне. Фюзеляж потрескался, но, к счастью, машина не загорелась. Пилот лежал на земле метрах в десяти от самолёта. Он был жив, хотя и ранен. Остатки машины тщательно исследовали, но не нашли ничего, что бы указывало на причины катастрофы.
На следующий день состоялся пуск второго пилотируемого Фау. Лётчик кружил в воздухе дольше, чем его предшественник, затем выключил двигатель и пошёл на посадку, пролетел над аэродромом и разбился почти рядом с местом вчерашней катастрофы. Он тоже остался жив.
Ханна с трудом сдерживала слезы. Неизвестно только, переживала ли она за раненых пилотов или же беспокоилась о судьбе своего проекта. Министерство авиации распорядилось прекратить испытательные полёты.
Через два дня оба пилота пришли в себя и могли ответить на вопросы о подробностях полётов. Оба упоминали о вибрации ручки управления, но узнать действительную причину аварий от них не удалось. Поскольку в самолётах-снарядах никаких конструктивных недоработок и дефектов не нашлось, Ханна решила: причина катастроф лежит в так называемом человеческом факторе. Просмотрев личные дела лётчиков, Ханна обнаружила: ни один из них до этого не пилотировал по-настоящему скоростных машин. Значит, дело не в технике. Нужен пилот, умеющий управлять высокоскоростной машиной. А кто это может сделать лучше, чем она?
Миниатюрная Ханна свободно разместилась в довольно тесной кабине Фау. Лётчик, пилотировавший «Хейнкель», раскрыл замки, и Ханна запустила двигатель самолёта-снаряда, расположенный в метре от её головы. Он заработал, издавая прерывистый рык. Ханна разогнала маленький самолёт до крейсерской скорости, сделала несколько красивых разворотов и стала снижаться, готовясь к посадке.
Машина с непривычно высокой скоростью приближалась к полосе. Посадочные полозья коснулись земли, и Фау, подняв тучи пыли, остановился в конце полосы. Все бросились к Ханне. Ей первой удалось то, что казалось невозможным — посадить на землю летающую бомбу.
Но после этого удача отвернулась от Ханны. Во время одного из полётов сразу же после отцепки от самолёта-буксировщика Ханна услышала громкий треск. Ей удалось сохранить контроль над самолётом и благополучно сесть. После осмотра машины стало понятно, откуда взялся этот звук: после отделения от «Хейнкеля» задняя часть машины, пилотируемой Ханной, ударилась о крыло носителя. Хвостовая часть оперения треснула и выгнулась вправо под углом около 30 градусов. Лётчице удалось посадить повреждённый самолёт-снаряд только благодаря своему огромному опыту и удаче.
Вскоре после этого Ханна разместилась на заднем сиденье двухместного Р-2.
На переднее сиденье, предназначенное для ученика, в качестве балласта положили мешок с песком. Баки заправили горючим. Ханна решила провести испытание машины на скорость. На заданной высоте лётчица отделилась от самолёта-матки и включила двигатель. Через несколько мгновений «Рейхенберг» развил крейсерскую скорость — около 600 км/час. Ханна слегка подала вперёд ручку управления. Самолёт-снаряд стал снижаться, набирая скорость: 650, 700 и, наконец, 800 км/час. Когда указатель скорости показал 850 км/час, Ханна взяла ручку на себя, чтобы выйти из пикирующего полёта. Но руль высоты даже не дрогнул, «Рейхенберг» продолжал пикировать. Мешок с песком, лежащий на переднем сиденье, во время пикирования переместился вперёд и заклинил ручку управления. Земля стремительно приближалась. Действовать следовало сверхбыстро. Ханна выключила двигатель и двинула ручку управления ещё вперёд. Нос самолёта пошёл вниз, и мешок с песком милостиво сдвинулся. Ханна снова взяла ручку на себя. На этот раз она подалась. Самолёт вышел из пике буквально в последнюю секунду.
Не снизив скорости, Ханна пошла на посадку. Коснувшись земли, посадочные полозья разлетелись на куски, обломки пронзили фюзеляж самолёта-снаряда. Но у Ханны не было даже царапины.
Вскоре Рейч снова сидела в кабине летающей бомбы, подвешенной под крылом «Хейнкеля-111». Балластный бак опытной машины наполнили водой, чтобы достичь веса боевого самолёта-снаряда. На высоте 5500 метров Ханна расцепилась с носителем, провела испытания на маневренность, после чего направила машину к аэродрому. Снизившись до высоты 1350 метров, лётчица потянула рычаг краника водяного балласта. Но оказалось, что на высоте пяти с половиной километров краник обледенел. Конструкция посадочных полозьев не была рассчитана на посадку с полным грузом. Заполненный балластный бак мог просто раздавить самолёт вместе с лётчицей. Ханна лихорадочно дёргала рычаг, пытаясь открыть замёрзший кран. На её пальцах выступила кровь. И лишь в последний момент на высоте 150 метров рычаг подался, и вода полилась из бака. Она ещё вытекала, когда самолёт коснулся земли и заскользил по полосе.
В кабинах различных версий «Рейхенберга» Ханна Райч совершила несколько десятков полётов. Закончив программу испытаний, она приступила к обучению инструкторов, которые должны были готовить пилотов-смертников. Инструктор и ученик должны были совершать планируемые полёты на двухместном варианте Фау-1. К моменту завершения программы в феврале 1945 года было построено 175 летающих бомб Р-4 и подготовлена первая группа пилотов-самоубийц из 70 человек. Райч одной из первых записалась в отряд пилотов-смертников. "Добровольно записываюсь в группу летчиков-камикадзе в качестве пилота управляемой ракеты. Я полностью уведомлен в том, что такое решение приведет к моей смерти," – под этими словами ставили свои подписи все лётчики отряда.
Но положение на фронтах радикально изменилось, главные цели для атак самоубийц исчезли. В конце концов группу распустили, и лётчики вернулись в свои части. А германской валькирии, так много сделавшей для создания этого адского оружия, предстояла ещё долгая жизнь.
Райч была одной из последних, кто видел Адольфа Гитлера живым. В конце апреля 1945 она, в который раз рискуя жизнью, под плотным огнём советских зениток летит в полыхающий Берлин в надежде спасти Гитлера. Летит она вместе с генералом фон Граймом, командующим Люфтваффе после отставки Геринга. В полете заградительным огнем генерал был ранен.
После войны Райч провела несколько лет в американском плену. Потом она продолжает ставить рекорды. Она стала первой женщиной, перелетевшей на планере через Альпы. А в 1951 году она пишет автобиографическую книгу "Полет - это моя жизнь". В период с 1962 по 1966 гг. руководит школой авиации в Гане. Райч умирает от инфаркта в 1979, прожив 65 лет, - спустя год после установления последнего рекорда своей жизни - рекорда дальности полета на планере.
Немного о послевоенной судьбе Ханны.: После войны и устроенного в Нюрнберге суда победителей, Райч провела несколько лет в американском плену, подвергалась унижениям и угрозам. Но тюрьма не сломила силу воли Ханны. От неё требовали писать негативное о вождях Третьего Рейха.
Но она, никогда не бывшая членом НСДАП и отклонившая даже почётное членство в Союзе немецких девушек (BDM), упорно и мужественно отказывалась говорить неправду о них, и в своих будущих книгах-воспоминаниях так же ни разу не позволила себе сказать что-либо негативное о руководителях национал-социалистического государства, со многими из которых она часто встречалась.
После освобождения она осталась совсем одна: её отец убил всю семью, а потом застрелился сам. У Ханны осталась в жизни одна любовь – небо. Она продолжает летать и ставить рекорды, а также, в отличие от многих, остается преданной тем идеям, за которые боролась она и вся остальная страна. Она гордо носит свои железные кресты, а в 1951 она пишет автобиографическую книгу «Полет – это моя жизнь».
В 1954 году Ханна Райч снова стала летчицей-испытательницей в Дармштадте. В 1959 году по приглашению индийского правительства она основала в Индии планерный спорт. В 1961 году Ханна Райч удостоилась приёма в Белом Доме у президента Кеннеди. Кажется, единственный американский президент, принимавший в Белом доме кого-то из Третьего рейха!
В период с 1962 по 1966 Ханна руководит школой авиации в Гане и является личным лётчиком главы государства Нкрумы. Параллельно этому она продолжает устанавливать рекорды мира и многократно становится чемпионом ФРГ по планерному спорту. Райч умерла 24 августа 1979 года, прожив 65 лет, спустя всего год после установления последнего рекорда в своей жизни – очередной рекорд дальности полета на планере.
Ханна Райч была похоронена, как того и хотела, в Зальцбурге, в Австрии, рядом со своей семьей.
Эту женщину многие называли «величайшим летчиком ХХ века», именно лётчиком, а не лётчицей. Потому, что по своему лётному мастерству, страсти к полётам, преданности общему делу ей было очень мало равных даже среди мужчин. Мировая история знает мало имён тест-пилотов, но именно это имя, имя героини данной статьи, она заучила хорошо.
Очень многие летающие новинки Третьего Рейха, опередившие своё время, но так и не повлиявшие на исход войны, прошли через испытания Ханны Райч. Ее мужество было оценено всеми высшими наградами Рейха.
Ханна Райч была настоящим патриотом своей страны – Германии, искренней, страстной, не жалевшей себя. Несмотря ни на что, она и после войны открыто отстаивала приверженность своему народу и своему отечеству. Ханна Райч никогда не предавала – ни людей, ни идей, как это сделали многие после войны. Честь ей и покой.
URL записи
---------------------------------
Можно по разному относиться в войнам, политике и людям, но герои есть на любой стороне. Первая женщина испытатель реактивных самолётов и первая женщина пилот вертолёта была немкой и нацисткой. Я не люблю нацизм, но вот эту валькирию я глубоко уважаю.
@темы: история, пикчи, самолёты, люди, просто люди.