Qui vult, facultatis inveniet.
Пишет Ksarsis:
Книги
О происхождении книги красноречиво говорят ее названия в разных языках.
читать дальшеЛатинское liber означает «лыко», снятую с дерева кору, на которой делали всевозможные записи. Английское book восходит к слову «бук», одному из названий дерева: на севере Европы для письма использовались деревянные дощечки. Русское же слово «книга» родственно тюркскому «кюниг» или «кюин», происходящему от китайского «цзюань» - свиток. Китайцы раньше всех, еще во II веке нашей эры, научились делать из старых тряпок бумагу - главный материал для изготовления книг. В остальных цивилизованных странах в то время писали еще по старинке, на папирусе - высушенных и склеенных стеблях тростника. Для удобства хранения папирус сворачивали в свитки. Это и были первые книги; самая древняя из сохранившихся относится к правлению фараона Нефериркара, жившего за 2400 лет до нашей эры.
Папирус был гораздо удобнее для сохранения информации, чем европейские дощечки, месопотамские глиняные таблички или пальмовые листья, на которых писали в Индии. Однако производили его только в Египте, а в других странах ввиду редкости и дороговизны использовали только для записи важных государственных документов. В IX веке до н.э. купцы из финикийского города Библ начали экспорт папируса в Европу; об этом напоминает всем известное греческое слово «библией» - книга. Отсюда же и библиотека - собрание свитков.
Таким хранилищем в итоге обзавелся каждый уважающий себя античный город. В самой знаменитой Александрийской библиотеке, созданной по приказу царя-библиофила Птолемея, насчитывалось будто бы 700 тысяч папирусных книг. Появились и личные библиотеки, где хранились уже не документы, а литература для чтения - поэзия, исторические и философские труды, а потом, в эпоху величия Рима, и романы. Само это слово означает «римский». Чтение среди граждан Рима стало очень популярным занятием. Люди читали везде - на прогулках в саду, на пирах, даже в банях. Понятно, что разворачивать длинные свитки было неудобно, и был придуман выход - нарезанные листки папируса стали сшивать в аккуратные книжечки в кожаном переплете. Такие книги - так называемые «кодексы» - со стихами известных поэтов римские аристократы дарили друг другу; быть может, уже тогда родилось выражение «книга- лучший подарок».
Распространение христианства дало новый толчок книжному делу. Каждый храм должен был иметь Священное Писание и сборники молитв, которые монахи начали переписывать в массовом порядке. Тогда же книга в переплете окончательно вытеснила свиток. Точку в этом процессе поставили христиане, предавшие огню в III веке Александрийскую библиотеку с ее «богопротивными» свитками. То, что уцелело, два века спустя уничтожили завоеватели-арабы; по легенде их халиф Омар заявил: «Если в этих книгах написано не то, что в Коране, они вредны, а если то же самое - они бесполезны».
После распада Римской империи папирус стал недоступен на Западе, и европейцам пришлось использовать новый, еще более дорогой материал - пергамент. Его название произошло от города Пергам, где еще во II веке до нашей эры придумали делать записи на специально выделанной коже животных. Пергамент был прочнее папируса, на нем можно было писать с обеих сторон и не хрупким тростниковым стилем, а более прочными и удобными гусиными перьями. А в случае надобности можно было смыть прежний текст и написать новый. Делали пергамент не меньше двух недель - коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известковом растворе, шлифовали и выбеляли мелом. Хороший пергамент был почти таким же белым и гладким, как современная бумага, только гораздо тяжелее. Чтобы книга не рассыпалась, ее сшивали и заключали в переплет из деревянных дощечек, обтянутых кожей. На одну книгу уходили шесть-семь коровьих шкур, а самый лучший пергамент, велень, делали из кожи новорожденных телят.
В Средние века производство книг сосредоточилось в монастырских скрипториях, где работало по 20-30 человек. Обычно самый грамотный из них читал книгу вслух, а остальные переписывали ее с голоса. Было и разделение труда: одни монахи просто копировали тексты, другие переписывали наиболее важные книги каллиграфическим почерком. Производительность труда одного переписчика не превышала четырех страниц в день. «Этот труд тяжел, - оставил один из монахов жалобу на полях переписанной им книги. - Он портит зрение, сгибает спину и заставляет болеть все тело. Как моряк, наконец возвращающийся в порт, писарь с нетерпением ждет момента, когда дойдет до последней строчки».
Помимо переписчиков над книгами трудились и художники. Они рисовали красной краской буквы-инициалы в начале глав. Со временем в книгах появились причудливые орнаменты, миниатюры, виньетки, а порой и многоцветные листовые иллюстрации. Переплеты стали украшать тиснением или заключать в драгоценные оклады, усыпанные самоцветами. Эти роскошные «иллюминированные» рукописи стоили как хорошее стадо коров. Известен случай, когда герцог Бургундии отдал за одну такую книгу целый город.
До XII века скриптории тиражировали только духовную литературу, но популярность рыцарских романов заставила книгоделов переключиться на прозу, поэзию и исторические хроники. Тогда же книга вышла за порог монастырей: если прежде даже короли не умели читать, то теперь монархи поголовно стали собирать библиотеки. Французский король Филипп II Август обладал громадным по тем временам книжным собранием в 120 томов. Еще больше книг было в первых европейских университетах. Чтобы спасти драгоценные книги от расхищения, фолианты, которые и сами по себе весили нередко больше 10 кг, приковывали к столам массивными цепями.
Спрос на книги стремительно рос пропорционально числу грамотных людей, но пергаментные издания попрежнему оставались предметами роскоши. Все изменилось, когда в Европу пришло китайское чудо - бумага. Крестоносцы обнаружили ее в арабских странах, где на бумаге не только писали, но и расточительно заворачивали в нее товары. И немудрено - старые тряпки были куда дешевле коров. Скоро европейцы завели у себя фабрики, где специальными валиками раскатывали вываренную в громадном чане тряпичную массу в тонкие бумажные листы. И хотя первая бумага была не такой белой и красивой, как пергамент, зато стоила на порядок дешевле.
В XIII веке произошла еще одна техническая революция - появилось книгопечатание. Как и бумагу, его изобрели в Китае. Еще в VI века терпеливые китайские мастера вырезали на деревянных досках целые страницы иероглифов, да еще в зеркальном отражении. Но отпечатать с такой доски можно было лишь 50-60 оттисков - после этого дерево стиралось. В VII веке на смену резным деревянным буквам пришла печать книг с резных металлических матриц. Около 1045 года кузнец Би Шэн сделал новый шаг вперед: начал отливать иероглифы из металла - по другой версии, из фаянса - и собирать из них целые страницы для печати. Однако широкого распространения это изобретение не получило, и европейцы, по сути, открыли книгопечатание заново. Это сделал около 1440 года знаменитый Иоганн Гутенберг, отливший целых пять комплектов металлических букв-литер разной величины. С их помощью была отпечатана тиражом 180 экземпляров знаменитая «Гутенбергова Библия» - частью на бумаге, частью на пергаменте. Деньги на это Гутенберг одолжил у богатого ростовщика Фуста, который в итоге не только разорил изобретателя, умершего в нищете, но и пытался присвоить славу первопечатника.
Метод Гутенберга был прост, как все гениальное. Он вырезал из твердого металла зеркальные изображения букв (пунсоны), вдавливал их по очереди в медную пластинку и заливал получившийся текст расплавленным свинцом. Застывшая отливка покрывалась краской, и с нее на специальном станке делались оттиски - до полусотни в час.
Вначале книгопечатание утверждалось с трудом - против него восстали переписчики книг, которым грозила безработица. На Руси они сожгли мастерскую первопечатника Ивана Федорова, вынудив его бежать в Великое княжество Литовское. Однако в итоге печатные книги победили - и не только из-за низкой цены. В XVI веке, когда в Европе бушевали религиозные войны, памфлеты против Папы Римского разлетались как горячие пирожки. Не меньшей популярностью пользовались и предсказания астрологов. Печатники штамповали все это быстро и в большом количестве: альманахи Нострадамуса выходили невиданным прежде тиражом 40-50 тысяч. Охота к чтению обернулась неизбежным разнообразием книг. В эти годы начали свою карьеру первые профессиональные писатели. Тот же Нострадамус сочинял не только пророчества, но и трактаты по медицине, утопические романы и даже поваренные книги. За столетие в одной только Франции появились 10 тысяч изданий - от молитвенников до эротических новелл с картинками. При этом книги все еще выглядели так же, как в допечатную эпоху, - массивные, тяжелые, с вычурным готическим шрифтом и красными инициалами. Новации пришли из Италии, где в начале XVI века издатель Альд Мануций совершил очередную революцию, заменив прежний готический шрифт удобными для чтения буквами.
На заре нового времени книжная индустрия выглядела уже почти так же, как в наши дни. В крупных городах размещались издательства, работавшие с разрешения властей и под контролем цензуры. Они обеспечивали работой граверов иллюстраций, наборщиков, печатников, сшивателей переплетов. Число печатных изданий множилось: кроме привычных книг появились тоненькие брошюрки «на злобу дня», листовки с лубочными картинками и задорными стихами и даже карманные издания. Первыми их начало выпускать голландское издательство Эльзевиров, которое изобрело специальные миниатюрные шрифты - петит и нонпарель. Голландия была европейским центром книгоиздания потому, что там позволялось печатать книги, которые в других странах сожгли бы вместе с автором. Были и более экзотические наказания: в 1668 году немца Ольденбургера, разоблачившего в памфлете любовные похождения некоего немецкого князя, заставили публично съесть свою книгу - правда, в вареном виде.
Из многих изданий, уничтоженных по решению цензуры или церкви, уцелели по одной-две книги. За этими раритетами одержимо охотились коллекционеры - до сих пор не вымершее племя чудаков, готовых посвятить жизнь погоне за каким-нибудь редким изданием. И не только свою жизнь, но и чужую - в 1836 году испанский монах дон Висенте был осужден за убийство десяти человек. Схема каждый раз была одна: нуждаясь в деньгах, он продавал какому-нибудь библиофилу редкий экземпляр из своей коллекции, потом выслеживал коллекционера, убивал несчастного кинжалом и забирал книгу обратно. Самое печальное, что дон Висенте книг не читал - его интересовала только их редкость.
К счастью, подобных «любителей» книг было немного. Книгопечатание увеличило тиражи книг в тысячи раз, и во столько же выросло число читателей. Возникли первые публичные библиотеки и книжные лавки, а шкафы с книгами появились не только во дворцах знати, но и в домах обычных, хотя и не бедных людей. Как водится, особо притягательными были книги запрещенные. Во Франции перед революцией пользовались популярностью скабрезные памфлеты с описанием развратной жизни королевского двора. Свою лепту в эту подрывную деятельность внес и знаменитый маркиз де Сад, чьи книги - в основном из-за откровенных картинок - печатались в Голландии. Для пропаганды революционных идей использовались даже словари, особенно знаменитая «Энциклопедия» Дидро и Д*Аламбера в 28 томах, выходившая под девизом: «Всякая власть, основанная на насилии, должна быть свергнута». Правда, кроме пропаганды там было и немало полезной информации, в том числе сотни гравюр, запечатлевших, кажется, все на свете - от жилища эскимосов до внутреннего строения мыши обыкновенной.
Энциклопедии стали «хитом продаж» XVIII-XIX веков, когда среди обывателей появилась похвальная мода на знания, а книгу вслед за Джонатаном Свифтом стали называть «дитя разума». Английская «Британника», французский «Лярусс», русский «Брокгауз и Ефрон» и другие составленные лучшими авторами своего времени энциклопедии внушали веру во всемогущество науки. В те годы писатель и заядлый книголюб Шарль Нодье сказал: «Все книги пишутся и читаются ради одной из трех целей: объяснить мир, изменить его или убежать от него». Третьей цели служили бесчисленные романы, ставшие самым популярным литературным жанром XIX века. Именно тогда родилась массовая литература, стоящая, как на трех китах, на детективе, фантастике и «розовых» дамских романах. Такие книги уже никто не стремился поставить на полку -прочитал и выбросил. Поэтому их делали дешевыми и недолговечными. В таких изданиях выходили не только бестселлеры, но и книги для самообразования, особенно популярные в предреволюционной России. Из копеечных изданий
На серой бумаге простой люд и узнавал, почему светит Солнце, чем прославился Христофор Колумб и даже - «кому на Руси жить хорошо». В Европе к тому времени предпочитали более передовые темы: как заработать миллион или «как увеличить свой бюст всего за 2,5 месяца». Книжка с таким названием была выпущена в Париже в 1893 году и выдержала 12 переизданий.
Однако книги были не только «одноразовыми». Иметь личную библиотеку по-прежнему считалось престижным, и никогда, пожалуй, книжное дело не достигало таких высот, как в XIX веке. Иллюстрации лучших художников, золотое тиснение на обложках, изысканные виньетки, невиданное разнообразие шрифтов, дорогая бумага.
Конечно, ничем хорошим такой декаданс кончиться не мог. В России Октябрьская революция временно покончила с искусством книги, сведя его к агитационным брошюрам на серой бумаге. Книжное дело спас Горький, который еще в юности покупал на заработанные гроши дешевые издания классиков, а позже собрал замечательную библиотеку. Авторитет «Буревестника революции» помог понять, что хорошая книга не только та, в которой написаны полезные вещи. - книга должна быть еще и красивой. Настоящими произведениями искусства были и многотомные издания классиков, и выпуски серии «Жизнь замечательных людей», тоже основанной Горьким. А уж детская книга советских времен вообще была лучшей в мире. К тому же все это издавалось невиданными прежде тиражами - 100 тысяч и больше, но и они не могли утолить книжный голод. Книги, особенно собрания сочинений и произведения модных иностранных авторов вроде Хемингуэя, были дефицитом и предметом гордости, выставляемым напоказ. К радости настоящих коллекционеров в СССР появилась целая отрасль книжного дела - миниатюрные книга. Рекорд долгое время принадлежал миниатюрному изданию "Кобзаря" Тараса Шевченко - эта книга имеет высоту 0,6 мм. Только недавно самой маленькой была признана детская книга «Малыш Тед из Репкиного города», созданная в США с помощью нано технологии. Книжка написана пучком ионов с помощью электронного микроскопа и имеет размер 0,07 на 0,1 мм. А вот самая большая книга в мире «прописалась» в России - это "Самая большая книга для малышей", выпущенная в 2004
году издательством «Ин». Ее размеры - шесть на три метра.
Впервой трети XX века на Западе случилась еще одна книжная революция - на рынок ворвались дешевые книги. Блестяще-яркие обложки оттеснили солидные «переплетные» издания на обочину. Последним волей-неволей пришлось подражать своим конкурентам и в смысле яркости, и по части рекламы. И хотя книги стали рекламироваться так же, как продукты питания, конкуренции не вышло: и массовая литература, и серьезные книги пострадали от телевидения, отобравшего у них львиную долю поклонников. Если в 1937 году книги регулярно читали 45% американцев, то к 1979-му эта доля уменьшилась вдвое. В нашей, еще недавно самой читающей, стране положение такое же, если не хуже - работающим читать некогда, а безработным постоянно дорожающие книги просто не по карману. Да и личные библиотеки, когда-то бережно собираемые, все реже можно увидеть в домах: иметь их уже не престижно.
Сегодня каждый год в мире издается примерно 800 тысяч названий книг общим тиражом 7 миллиардов. Это в десятки раз больше, чем столетие назад, однако все наперебой твердят о кризисе книгоиздания. Причина - появление компьютера и Интернета, которые сделали большую часть содержащейся в книгах информации доступной в электронном виде. Не за горами полная оцифровка крупнейших библиотек, которая сделает ненужным их посещение «живьем». Громадные книжные магазины скоро могут свестись к одной машине, которая будет по заказу покупателей печатать, брошюровать и тут же выдавать требуемые книги. Полагают, такие машины появятся уже в ближайшие годы и станут конкурентами пока еще не очень популярных электронных книг, позволяющих читать привычный книжный текст с экрана. Эксперты говорят о наступлении «постгутенберговской эпохи», но никто не знает еще, к чему это приведет. Ясно одно - даже если бумагу заменит экран монитора, если уйдут и незабываемый книжный запах, и вкрадчивый шелест страниц, читать люди не перестанут. И значит, книга не умрет никогда - та книга, которой поочередно были глиняная табличка, пальмовый лист и папирусный свиток. «Книги, - говорил Фрэнсис Бэкон, - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Редкие и очень ценные книги, иногда столь необычного исполнения, что их невозможно даже читать.
Всего и многоСветящиеся рукописи: настоящее сокровище средневековья
Одними из самых ранних необычных книг были знаменитые светящиеся рукописи. Созданные прилежными монахами в таких местах как Ирландия, Константинополь и Италия, светящиеся рукописи достигли пика своей популярности в Средневековье. Требующие много усилий и необычайно дорогие, рукописи создавались в качестве "Библии алтаря" для церквей, соборов или очень богатых покровителей.
Помимо великолепного дизайна, у этих рукописей была еще одна особенность - они были скорее нарисованы, чем написаны; это служит объяснением того, почему многие светящиеся Библии содержат типографические ошибки.
"Книга протоколов", редкая книга 13-ого столетия в Музее Гулбенкяна в Лиссабоне, Португалия
Декоративная турецкая светящаяся рукопись
Фрагмент "Книги Часов" 1423 года и фреска "Средневековые Писцы"
Самая большая книга в мире
Взять, к примеру, книгу из Мандалая, Мьянма (Бирма), а именно из Кутодав Пагода. Гуттенберг, как многие полагают, был человеком, ответственным за обеспечение европейцев дешевыми, доступными книгами, однако Короля Мьянмы, Миндона похоже это не волновало, когда он объявил о создании своей книги в середине 19-ого столетия. Его "Типитака Пали", канон буддизма Теравады, является самой большой книгой в мире, и более того: каждая и 1460 страниц этой книги сделана из мрамора, а шрифт выполнен из золота.
Увы, в конце 1800-ых, во время британского вторжения, большая часть сокровищ пагоды, включая эту книгу, были повреждены или украдены. Но, к счастью, ее структура была максимально восстановлена, и самая большая в мире книга все еще демонстрируется во всей своей "непортативной" величественности.
Самая маленькая книга в мире
Самой маленькой книгой принято считать копию Чеховского "Хамелеона", принадлежащую Музыкальной Консерватории в в Цинциннати. Это специальное издание защищено не от захватчиков, воров или каких-либо повреждений, а от ветра. Ее размеры - 0.9 на 0.9 миллиметров. Эта книга занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая миниатюрная. Чтобы вы по-настоящему ощутили ее размеры, поясним: ядро зерна - это гора по сравнению с ней, книга по размеру сравнима с крупинкой соли.
Однако, известно, что физики нано-лаборатории университета Саймона Фрэзера в Канаде создали еще меньшую по размеру книгу, "Teeny Ted from Turnip Town", ее размеры - 0.07 на 0.10 мм. Между прочим, эта книга продается: каждый может приобрести ее копию за $20 000, только вам понадобится микроскоп, чтобы прочитать ее или даже просто заметить.
Эти книги когда-то существовали
Если вам хочется поговорить о странном, соедините слова KISS (рок-группа), Marvel (издатель комиксов) и человеческую кровь. Владельцы книги комиксов "KISS's Super Special", изданной в 1977 году, знали, что это - не просто комикс. На самом деле они владели частичкой Джина Симмонса, Эйса Фрейли, Питера Крисса и Пола Стэнли, а точнее, их кровью, которая была добавлена в чернила, которыми нарисован этот комикс.
Раз уж мы начали столь "болезненную" тему, то упомянем и об этом: в университете Браун есть книга по анатомии, и это больше, чем просто книга с описанием человеческого организма. У нее есть две особенности. Первая - ее обложка сделана из прекрасной кожи, но кожа эта снята вовсе не с коровы, а… с человека.
Вторая особенность - еще более жуткая - это не единственная книга в "человеческой" обложке. На самом деле, во многих престижных университетах, музеях, а также у некоторых частных коллекционеров есть книги, сделанные из человеческой кожи. Главным образом, книги сделаны из кожи преступников или людей, слишком бедных, чтобы оплатить собственные похороны; подобная практика была довольно распространена в 1800-ых.
Объемные книги во славу нидерландской литературы
Geschreven Portretten, Анна Франк
Каждая страна, каждая нация заинтересована в популяризации собственной культуры, в том числе, и литературы на мировом уровне. В этом заинтересованы и Нидерланды, где существует правительственная организация Collective Promotion Dutch Literature (Коллективное Продвижение Нидерландской Литературы), по заказу которой и были созданы необычные объемные биографические книги «Geschreven Portretten» («Написанные портреты»), сделанные в виде голов их персонажей.
Ежегодно организация Collective Promotion Dutch Literature (CPNB), спонсируемая государством Нидерланды и меценатами из частного бизнеса, тратит десятки миллионов долларов на продвижение голландской литературы и книгоиздания на мировой рынок и вывод их на мировой уровень.
Одним из проектов, курируемых CPNB, является ежегодное проведение Dutch Book Week (Недели Нидерландской Книги), в рамках которой проходит множество мероприятий – от отдельных литературных чтений и встреч с авторами до одной из крупнейших в Европе книжной ярмарки.
Geschreven Portretten, Кадер Абдола
Также к Dutch Book Week приурочивается издание за счет CPNB отдельных, значимых для Нидерландов, книг. Вот в этом году этой организацией была напечатана серия биографий известных голландцев под общим названием «Geschreven Portretten». Казалось бы, ничего примечательного. Но все же серия эта навсегда войдет в анналы мирового книгопечатания.
Geschreven Portretten, Луи Ван Галь
Ведь эти книги-биографии сделаны объемными. То есть каждая книга имеет вид головы известного человека, судьбе которого она посвящена. Таких необычных биографий удостоилось всего четыре человека. Это девочка-еврейка Анна Франк, известная своим дневником, рассказывающим про ужасы фашизма, иранско-голландский прозаик, поэт и публицист Кадер Абдола (Kader Abdolah), известнейший нидерландский футболист и футбольные тренер Луи Ван Галь, ну и, конечно же, величайший художник-импрессионист Винсент Ван Гог.
Geschreven Portretten, Винсент Ван Гог
Бумажная Википедия
На многих языках количество статей в Википедии уже давно значительно перевалило за количество статей в самых полных бумажных энциклопедиях на этих же языках. Вот потому она и невозможна в печатном экземпляре. По крайней мере, так казалось, пока дизайнер Роб Мэттьюс (Rob Matthews) не создал 5000-страничный том, состоящий из нескольких десятков тысяч самых посещаемых статей в английском разделе Википедии. Конечно, в этой книге нет никакой практической составляющей. Но зато очень наглядно передана сама суть электронной энциклопедии.
Предсмертная книга
Швейцарский графический дизайнер Пьер Менделль (Pierre Mendell) незадолго до своей смерти издал небольшую книгу, в которой коротко перечислил свои основные достижения и вехи биографии. Ну а в конце поставил дату смерти. В этот день он и умер. Книга же сделана в виде креста, помещенного на флаге Швейцарии.
Дырявая книга
Американский писатель Джонатан Сафран Фоер решил наглядно показать, что такое гипертекст. Поэтому его новая книга под названием “Tree of Codes” сплошь дырявая.
Поваренная книга от IKEA
Компания IKEA утверждает, что “сделанное дома – лучше”. В качестве иллюстрации этого своего принципа она даже выпустила поваренную книгу “HOMEMADE IS BEST”, все рецепты в которой изображены в стиле инструкций по сборке модульной мебели IKEA.
Трехмерный алфавит
Все знают, что лучше всего мир познается в игровом режиме. Вот и алфавит лучше всего учить, как оказывается, при помощи трехмерной азбуки ABC3D.
Тоннельная книга
У писателя, как и у любого человека, работающего за компьютером, может развиться т.н. тоннельный синдром. Видимо, именно страдающий им человек создал книгу Tunnel Vision, в которой рассказал про тоннель, соединяющий Нью-Йорк и Нью-Джерси, его историю и современность. Очень наглядно получилось.
Трехмерные книги от Бенджамина Лакомба
Французский художник-иллюстратор Бенджамин Лакомб (Benjamin Lacombe) делает настоящие трехмерные книги, каждый разворот которых радует читателя новыми объемными чудесами. На данный момент он уже создал дизайн для таких всемирно известных произведений, как “Пиноккио”, “Мадам Баттерфляй”, “Алиса в Стране Чудес”.
Поваренная книга, которую нужно запечь в духовке
Обычно сначала открывают поваренную книгу, а потом духовку, чтобы запечь там что-нибудь, вычитанное на страницах книги. Но хорватские книгоиздатели решили вывернуть этот процесс наизнанку. Они создали поваренную книгу под названием Well Done, которую нужно сначала запечь в фольге в духовке, чтобы на ее страницах появились рецепты блюд.
Книга-ночник
Книга “Good Ideas Glow in The Dark” – это не совсем книга. Это ночная лампа, стилизованная под книгу и предназначенная для того, чтобы ее поставить на книжную полку. Хотя ее также можно положить и на стол. Ведь в этой “книге” светится не только корешок, но и буквы на обложке.
Книга-приправа
Обычно всевозможные пищевые приправы и специи принято хранить в специальных баночках. Но дизайнер Ник Бамптон (Nick Bampton) предлагает использовать для этого книгу. Каждый ее листок будет содержать в себе некоторое количество специй. И для того чтобы добавить их в блюдо, нужно всего лишь оторвать его и бросить на сковородку. Листок этот под действием температуры и влаги просто растворится в еде.
Книга света Такеши Ишигуро
Японский дизайнер Такеши Ишигуро (Takeshi Ishiguro) создал настоящую «Книгу Света». В сложенном виде она выглядит как самая обычная книга с фабричной обложкой, но стоит ее открыть — и из белых гладких страниц выскакивает миниатюрный изящный фонарик, от которого исходит теплый приятный свет.
странное, красивое и непонятное
Книги-скульптуры, сделанные Робертом Эрнестом Раушенбергом
Американский художник-концептуалист для создания своих скульптур использует книги, которые были найдены в мусорных контейнерах и в благотворительных магазинах. Роберт Раушенберг убежден, что в виде с любовью созданных скульптур эти книги получают вторую жизнь и отстаивают свое право на существование вне той культуры, которая превратила их в мусор.
Книги-скульптуры Брайана Деттмера
«Основы физиологии в медицинской практике» и «Уинстон».
«Ядро» и «История западной Европы»
Книга-картина Мартина Фроста
На передние края этой книги нанесен рисунок, который полностью появляется при чтении, когда книга открыта и сжимается, при этом не теряет формы и тогда, когда книга находится в закрытом состоянии.
Деревянные книги Барбары Йейтс
Барбара Йейтс является экологическим художником. Свое искусство она делает, перерабатывая мертвые деревья в настоящие произведения искусства.
Самая большая книга в мире
«The Codex Gigas» - оригинальное название этой книги, еще она известна как «Библия Дьявола». Кем и почему она была написана доподлинно до сих пор неизвестно. Легенда гласит, что ее написал монах, которого заперли в холодной каменной келье за нарушение монашеских принципов, и он поклялся всего за одну ночь написать самую большую рукопись в мире. Когда он понял, что не сможет выполнить свой обет, то стал молиться дьяволу, тот услышал его молитвы и книга увидела свет.
Самая маленькая книга в мире (до недавнего появления нанокниги)
Невооруженным глазом сложно разобрать, что написано в этой книге, размер которой 5х5 мм, но если увеличить ее в 600 раз, станет ясно, что книга является самой маленькой в мире копией Нового Завета (Новый Завет Библии Короля Джеймса). Создана книга в Массачусетском технологическом институте.
Книга из лепестков цветов, Автор: Donaki Lipski
В основе книг лежат цветы из собственного сада художницы, а также переработанные страницы журналов по садоводству.
Книги - часы, Автор: Takeshi Ishiguro
Она состоит из трех книг, которые внешне выполняют функцию часов. Цифры 3 и 9 помогают ориентироваться во времени.
Книги из камня аммонита. Автор: Tim Baker
книга для спящих)
Текстильные книги
Книга - торт
Жаль ее нельзя почитать) Зато можно съесть!)
Необычные книги от Alexander Korzer-Robinson
+20
patchworkpottery.blogspot.com/
URL записиО происхождении книги красноречиво говорят ее названия в разных языках.
читать дальшеЛатинское liber означает «лыко», снятую с дерева кору, на которой делали всевозможные записи. Английское book восходит к слову «бук», одному из названий дерева: на севере Европы для письма использовались деревянные дощечки. Русское же слово «книга» родственно тюркскому «кюниг» или «кюин», происходящему от китайского «цзюань» - свиток. Китайцы раньше всех, еще во II веке нашей эры, научились делать из старых тряпок бумагу - главный материал для изготовления книг. В остальных цивилизованных странах в то время писали еще по старинке, на папирусе - высушенных и склеенных стеблях тростника. Для удобства хранения папирус сворачивали в свитки. Это и были первые книги; самая древняя из сохранившихся относится к правлению фараона Нефериркара, жившего за 2400 лет до нашей эры.
Папирус был гораздо удобнее для сохранения информации, чем европейские дощечки, месопотамские глиняные таблички или пальмовые листья, на которых писали в Индии. Однако производили его только в Египте, а в других странах ввиду редкости и дороговизны использовали только для записи важных государственных документов. В IX веке до н.э. купцы из финикийского города Библ начали экспорт папируса в Европу; об этом напоминает всем известное греческое слово «библией» - книга. Отсюда же и библиотека - собрание свитков.
Таким хранилищем в итоге обзавелся каждый уважающий себя античный город. В самой знаменитой Александрийской библиотеке, созданной по приказу царя-библиофила Птолемея, насчитывалось будто бы 700 тысяч папирусных книг. Появились и личные библиотеки, где хранились уже не документы, а литература для чтения - поэзия, исторические и философские труды, а потом, в эпоху величия Рима, и романы. Само это слово означает «римский». Чтение среди граждан Рима стало очень популярным занятием. Люди читали везде - на прогулках в саду, на пирах, даже в банях. Понятно, что разворачивать длинные свитки было неудобно, и был придуман выход - нарезанные листки папируса стали сшивать в аккуратные книжечки в кожаном переплете. Такие книги - так называемые «кодексы» - со стихами известных поэтов римские аристократы дарили друг другу; быть может, уже тогда родилось выражение «книга- лучший подарок».
Распространение христианства дало новый толчок книжному делу. Каждый храм должен был иметь Священное Писание и сборники молитв, которые монахи начали переписывать в массовом порядке. Тогда же книга в переплете окончательно вытеснила свиток. Точку в этом процессе поставили христиане, предавшие огню в III веке Александрийскую библиотеку с ее «богопротивными» свитками. То, что уцелело, два века спустя уничтожили завоеватели-арабы; по легенде их халиф Омар заявил: «Если в этих книгах написано не то, что в Коране, они вредны, а если то же самое - они бесполезны».
После распада Римской империи папирус стал недоступен на Западе, и европейцам пришлось использовать новый, еще более дорогой материал - пергамент. Его название произошло от города Пергам, где еще во II веке до нашей эры придумали делать записи на специально выделанной коже животных. Пергамент был прочнее папируса, на нем можно было писать с обеих сторон и не хрупким тростниковым стилем, а более прочными и удобными гусиными перьями. А в случае надобности можно было смыть прежний текст и написать новый. Делали пергамент не меньше двух недель - коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известковом растворе, шлифовали и выбеляли мелом. Хороший пергамент был почти таким же белым и гладким, как современная бумага, только гораздо тяжелее. Чтобы книга не рассыпалась, ее сшивали и заключали в переплет из деревянных дощечек, обтянутых кожей. На одну книгу уходили шесть-семь коровьих шкур, а самый лучший пергамент, велень, делали из кожи новорожденных телят.
В Средние века производство книг сосредоточилось в монастырских скрипториях, где работало по 20-30 человек. Обычно самый грамотный из них читал книгу вслух, а остальные переписывали ее с голоса. Было и разделение труда: одни монахи просто копировали тексты, другие переписывали наиболее важные книги каллиграфическим почерком. Производительность труда одного переписчика не превышала четырех страниц в день. «Этот труд тяжел, - оставил один из монахов жалобу на полях переписанной им книги. - Он портит зрение, сгибает спину и заставляет болеть все тело. Как моряк, наконец возвращающийся в порт, писарь с нетерпением ждет момента, когда дойдет до последней строчки».
Помимо переписчиков над книгами трудились и художники. Они рисовали красной краской буквы-инициалы в начале глав. Со временем в книгах появились причудливые орнаменты, миниатюры, виньетки, а порой и многоцветные листовые иллюстрации. Переплеты стали украшать тиснением или заключать в драгоценные оклады, усыпанные самоцветами. Эти роскошные «иллюминированные» рукописи стоили как хорошее стадо коров. Известен случай, когда герцог Бургундии отдал за одну такую книгу целый город.
До XII века скриптории тиражировали только духовную литературу, но популярность рыцарских романов заставила книгоделов переключиться на прозу, поэзию и исторические хроники. Тогда же книга вышла за порог монастырей: если прежде даже короли не умели читать, то теперь монархи поголовно стали собирать библиотеки. Французский король Филипп II Август обладал громадным по тем временам книжным собранием в 120 томов. Еще больше книг было в первых европейских университетах. Чтобы спасти драгоценные книги от расхищения, фолианты, которые и сами по себе весили нередко больше 10 кг, приковывали к столам массивными цепями.
Спрос на книги стремительно рос пропорционально числу грамотных людей, но пергаментные издания попрежнему оставались предметами роскоши. Все изменилось, когда в Европу пришло китайское чудо - бумага. Крестоносцы обнаружили ее в арабских странах, где на бумаге не только писали, но и расточительно заворачивали в нее товары. И немудрено - старые тряпки были куда дешевле коров. Скоро европейцы завели у себя фабрики, где специальными валиками раскатывали вываренную в громадном чане тряпичную массу в тонкие бумажные листы. И хотя первая бумага была не такой белой и красивой, как пергамент, зато стоила на порядок дешевле.
В XIII веке произошла еще одна техническая революция - появилось книгопечатание. Как и бумагу, его изобрели в Китае. Еще в VI века терпеливые китайские мастера вырезали на деревянных досках целые страницы иероглифов, да еще в зеркальном отражении. Но отпечатать с такой доски можно было лишь 50-60 оттисков - после этого дерево стиралось. В VII веке на смену резным деревянным буквам пришла печать книг с резных металлических матриц. Около 1045 года кузнец Би Шэн сделал новый шаг вперед: начал отливать иероглифы из металла - по другой версии, из фаянса - и собирать из них целые страницы для печати. Однако широкого распространения это изобретение не получило, и европейцы, по сути, открыли книгопечатание заново. Это сделал около 1440 года знаменитый Иоганн Гутенберг, отливший целых пять комплектов металлических букв-литер разной величины. С их помощью была отпечатана тиражом 180 экземпляров знаменитая «Гутенбергова Библия» - частью на бумаге, частью на пергаменте. Деньги на это Гутенберг одолжил у богатого ростовщика Фуста, который в итоге не только разорил изобретателя, умершего в нищете, но и пытался присвоить славу первопечатника.
Метод Гутенберга был прост, как все гениальное. Он вырезал из твердого металла зеркальные изображения букв (пунсоны), вдавливал их по очереди в медную пластинку и заливал получившийся текст расплавленным свинцом. Застывшая отливка покрывалась краской, и с нее на специальном станке делались оттиски - до полусотни в час.
Вначале книгопечатание утверждалось с трудом - против него восстали переписчики книг, которым грозила безработица. На Руси они сожгли мастерскую первопечатника Ивана Федорова, вынудив его бежать в Великое княжество Литовское. Однако в итоге печатные книги победили - и не только из-за низкой цены. В XVI веке, когда в Европе бушевали религиозные войны, памфлеты против Папы Римского разлетались как горячие пирожки. Не меньшей популярностью пользовались и предсказания астрологов. Печатники штамповали все это быстро и в большом количестве: альманахи Нострадамуса выходили невиданным прежде тиражом 40-50 тысяч. Охота к чтению обернулась неизбежным разнообразием книг. В эти годы начали свою карьеру первые профессиональные писатели. Тот же Нострадамус сочинял не только пророчества, но и трактаты по медицине, утопические романы и даже поваренные книги. За столетие в одной только Франции появились 10 тысяч изданий - от молитвенников до эротических новелл с картинками. При этом книги все еще выглядели так же, как в допечатную эпоху, - массивные, тяжелые, с вычурным готическим шрифтом и красными инициалами. Новации пришли из Италии, где в начале XVI века издатель Альд Мануций совершил очередную революцию, заменив прежний готический шрифт удобными для чтения буквами.
На заре нового времени книжная индустрия выглядела уже почти так же, как в наши дни. В крупных городах размещались издательства, работавшие с разрешения властей и под контролем цензуры. Они обеспечивали работой граверов иллюстраций, наборщиков, печатников, сшивателей переплетов. Число печатных изданий множилось: кроме привычных книг появились тоненькие брошюрки «на злобу дня», листовки с лубочными картинками и задорными стихами и даже карманные издания. Первыми их начало выпускать голландское издательство Эльзевиров, которое изобрело специальные миниатюрные шрифты - петит и нонпарель. Голландия была европейским центром книгоиздания потому, что там позволялось печатать книги, которые в других странах сожгли бы вместе с автором. Были и более экзотические наказания: в 1668 году немца Ольденбургера, разоблачившего в памфлете любовные похождения некоего немецкого князя, заставили публично съесть свою книгу - правда, в вареном виде.
Из многих изданий, уничтоженных по решению цензуры или церкви, уцелели по одной-две книги. За этими раритетами одержимо охотились коллекционеры - до сих пор не вымершее племя чудаков, готовых посвятить жизнь погоне за каким-нибудь редким изданием. И не только свою жизнь, но и чужую - в 1836 году испанский монах дон Висенте был осужден за убийство десяти человек. Схема каждый раз была одна: нуждаясь в деньгах, он продавал какому-нибудь библиофилу редкий экземпляр из своей коллекции, потом выслеживал коллекционера, убивал несчастного кинжалом и забирал книгу обратно. Самое печальное, что дон Висенте книг не читал - его интересовала только их редкость.
К счастью, подобных «любителей» книг было немного. Книгопечатание увеличило тиражи книг в тысячи раз, и во столько же выросло число читателей. Возникли первые публичные библиотеки и книжные лавки, а шкафы с книгами появились не только во дворцах знати, но и в домах обычных, хотя и не бедных людей. Как водится, особо притягательными были книги запрещенные. Во Франции перед революцией пользовались популярностью скабрезные памфлеты с описанием развратной жизни королевского двора. Свою лепту в эту подрывную деятельность внес и знаменитый маркиз де Сад, чьи книги - в основном из-за откровенных картинок - печатались в Голландии. Для пропаганды революционных идей использовались даже словари, особенно знаменитая «Энциклопедия» Дидро и Д*Аламбера в 28 томах, выходившая под девизом: «Всякая власть, основанная на насилии, должна быть свергнута». Правда, кроме пропаганды там было и немало полезной информации, в том числе сотни гравюр, запечатлевших, кажется, все на свете - от жилища эскимосов до внутреннего строения мыши обыкновенной.
Энциклопедии стали «хитом продаж» XVIII-XIX веков, когда среди обывателей появилась похвальная мода на знания, а книгу вслед за Джонатаном Свифтом стали называть «дитя разума». Английская «Британника», французский «Лярусс», русский «Брокгауз и Ефрон» и другие составленные лучшими авторами своего времени энциклопедии внушали веру во всемогущество науки. В те годы писатель и заядлый книголюб Шарль Нодье сказал: «Все книги пишутся и читаются ради одной из трех целей: объяснить мир, изменить его или убежать от него». Третьей цели служили бесчисленные романы, ставшие самым популярным литературным жанром XIX века. Именно тогда родилась массовая литература, стоящая, как на трех китах, на детективе, фантастике и «розовых» дамских романах. Такие книги уже никто не стремился поставить на полку -прочитал и выбросил. Поэтому их делали дешевыми и недолговечными. В таких изданиях выходили не только бестселлеры, но и книги для самообразования, особенно популярные в предреволюционной России. Из копеечных изданий
На серой бумаге простой люд и узнавал, почему светит Солнце, чем прославился Христофор Колумб и даже - «кому на Руси жить хорошо». В Европе к тому времени предпочитали более передовые темы: как заработать миллион или «как увеличить свой бюст всего за 2,5 месяца». Книжка с таким названием была выпущена в Париже в 1893 году и выдержала 12 переизданий.
Однако книги были не только «одноразовыми». Иметь личную библиотеку по-прежнему считалось престижным, и никогда, пожалуй, книжное дело не достигало таких высот, как в XIX веке. Иллюстрации лучших художников, золотое тиснение на обложках, изысканные виньетки, невиданное разнообразие шрифтов, дорогая бумага.
Конечно, ничем хорошим такой декаданс кончиться не мог. В России Октябрьская революция временно покончила с искусством книги, сведя его к агитационным брошюрам на серой бумаге. Книжное дело спас Горький, который еще в юности покупал на заработанные гроши дешевые издания классиков, а позже собрал замечательную библиотеку. Авторитет «Буревестника революции» помог понять, что хорошая книга не только та, в которой написаны полезные вещи. - книга должна быть еще и красивой. Настоящими произведениями искусства были и многотомные издания классиков, и выпуски серии «Жизнь замечательных людей», тоже основанной Горьким. А уж детская книга советских времен вообще была лучшей в мире. К тому же все это издавалось невиданными прежде тиражами - 100 тысяч и больше, но и они не могли утолить книжный голод. Книги, особенно собрания сочинений и произведения модных иностранных авторов вроде Хемингуэя, были дефицитом и предметом гордости, выставляемым напоказ. К радости настоящих коллекционеров в СССР появилась целая отрасль книжного дела - миниатюрные книга. Рекорд долгое время принадлежал миниатюрному изданию "Кобзаря" Тараса Шевченко - эта книга имеет высоту 0,6 мм. Только недавно самой маленькой была признана детская книга «Малыш Тед из Репкиного города», созданная в США с помощью нано технологии. Книжка написана пучком ионов с помощью электронного микроскопа и имеет размер 0,07 на 0,1 мм. А вот самая большая книга в мире «прописалась» в России - это "Самая большая книга для малышей", выпущенная в 2004
году издательством «Ин». Ее размеры - шесть на три метра.
Впервой трети XX века на Западе случилась еще одна книжная революция - на рынок ворвались дешевые книги. Блестяще-яркие обложки оттеснили солидные «переплетные» издания на обочину. Последним волей-неволей пришлось подражать своим конкурентам и в смысле яркости, и по части рекламы. И хотя книги стали рекламироваться так же, как продукты питания, конкуренции не вышло: и массовая литература, и серьезные книги пострадали от телевидения, отобравшего у них львиную долю поклонников. Если в 1937 году книги регулярно читали 45% американцев, то к 1979-му эта доля уменьшилась вдвое. В нашей, еще недавно самой читающей, стране положение такое же, если не хуже - работающим читать некогда, а безработным постоянно дорожающие книги просто не по карману. Да и личные библиотеки, когда-то бережно собираемые, все реже можно увидеть в домах: иметь их уже не престижно.
Сегодня каждый год в мире издается примерно 800 тысяч названий книг общим тиражом 7 миллиардов. Это в десятки раз больше, чем столетие назад, однако все наперебой твердят о кризисе книгоиздания. Причина - появление компьютера и Интернета, которые сделали большую часть содержащейся в книгах информации доступной в электронном виде. Не за горами полная оцифровка крупнейших библиотек, которая сделает ненужным их посещение «живьем». Громадные книжные магазины скоро могут свестись к одной машине, которая будет по заказу покупателей печатать, брошюровать и тут же выдавать требуемые книги. Полагают, такие машины появятся уже в ближайшие годы и станут конкурентами пока еще не очень популярных электронных книг, позволяющих читать привычный книжный текст с экрана. Эксперты говорят о наступлении «постгутенберговской эпохи», но никто не знает еще, к чему это приведет. Ясно одно - даже если бумагу заменит экран монитора, если уйдут и незабываемый книжный запах, и вкрадчивый шелест страниц, читать люди не перестанут. И значит, книга не умрет никогда - та книга, которой поочередно были глиняная табличка, пальмовый лист и папирусный свиток. «Книги, - говорил Фрэнсис Бэкон, - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Вадим Эрлихман
Редкие и очень ценные книги, иногда столь необычного исполнения, что их невозможно даже читать.
Всего и многоСветящиеся рукописи: настоящее сокровище средневековья
Одними из самых ранних необычных книг были знаменитые светящиеся рукописи. Созданные прилежными монахами в таких местах как Ирландия, Константинополь и Италия, светящиеся рукописи достигли пика своей популярности в Средневековье. Требующие много усилий и необычайно дорогие, рукописи создавались в качестве "Библии алтаря" для церквей, соборов или очень богатых покровителей.
Помимо великолепного дизайна, у этих рукописей была еще одна особенность - они были скорее нарисованы, чем написаны; это служит объяснением того, почему многие светящиеся Библии содержат типографические ошибки.
"Книга протоколов", редкая книга 13-ого столетия в Музее Гулбенкяна в Лиссабоне, Португалия
Декоративная турецкая светящаяся рукопись
Фрагмент "Книги Часов" 1423 года и фреска "Средневековые Писцы"
Самая большая книга в мире
Взять, к примеру, книгу из Мандалая, Мьянма (Бирма), а именно из Кутодав Пагода. Гуттенберг, как многие полагают, был человеком, ответственным за обеспечение европейцев дешевыми, доступными книгами, однако Короля Мьянмы, Миндона похоже это не волновало, когда он объявил о создании своей книги в середине 19-ого столетия. Его "Типитака Пали", канон буддизма Теравады, является самой большой книгой в мире, и более того: каждая и 1460 страниц этой книги сделана из мрамора, а шрифт выполнен из золота.
Увы, в конце 1800-ых, во время британского вторжения, большая часть сокровищ пагоды, включая эту книгу, были повреждены или украдены. Но, к счастью, ее структура была максимально восстановлена, и самая большая в мире книга все еще демонстрируется во всей своей "непортативной" величественности.
Самая маленькая книга в мире
Самой маленькой книгой принято считать копию Чеховского "Хамелеона", принадлежащую Музыкальной Консерватории в в Цинциннати. Это специальное издание защищено не от захватчиков, воров или каких-либо повреждений, а от ветра. Ее размеры - 0.9 на 0.9 миллиметров. Эта книга занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая миниатюрная. Чтобы вы по-настоящему ощутили ее размеры, поясним: ядро зерна - это гора по сравнению с ней, книга по размеру сравнима с крупинкой соли.
Однако, известно, что физики нано-лаборатории университета Саймона Фрэзера в Канаде создали еще меньшую по размеру книгу, "Teeny Ted from Turnip Town", ее размеры - 0.07 на 0.10 мм. Между прочим, эта книга продается: каждый может приобрести ее копию за $20 000, только вам понадобится микроскоп, чтобы прочитать ее или даже просто заметить.
Эти книги когда-то существовали
Если вам хочется поговорить о странном, соедините слова KISS (рок-группа), Marvel (издатель комиксов) и человеческую кровь. Владельцы книги комиксов "KISS's Super Special", изданной в 1977 году, знали, что это - не просто комикс. На самом деле они владели частичкой Джина Симмонса, Эйса Фрейли, Питера Крисса и Пола Стэнли, а точнее, их кровью, которая была добавлена в чернила, которыми нарисован этот комикс.
Раз уж мы начали столь "болезненную" тему, то упомянем и об этом: в университете Браун есть книга по анатомии, и это больше, чем просто книга с описанием человеческого организма. У нее есть две особенности. Первая - ее обложка сделана из прекрасной кожи, но кожа эта снята вовсе не с коровы, а… с человека.
Вторая особенность - еще более жуткая - это не единственная книга в "человеческой" обложке. На самом деле, во многих престижных университетах, музеях, а также у некоторых частных коллекционеров есть книги, сделанные из человеческой кожи. Главным образом, книги сделаны из кожи преступников или людей, слишком бедных, чтобы оплатить собственные похороны; подобная практика была довольно распространена в 1800-ых.
Объемные книги во славу нидерландской литературы
Geschreven Portretten, Анна Франк
Каждая страна, каждая нация заинтересована в популяризации собственной культуры, в том числе, и литературы на мировом уровне. В этом заинтересованы и Нидерланды, где существует правительственная организация Collective Promotion Dutch Literature (Коллективное Продвижение Нидерландской Литературы), по заказу которой и были созданы необычные объемные биографические книги «Geschreven Portretten» («Написанные портреты»), сделанные в виде голов их персонажей.
Ежегодно организация Collective Promotion Dutch Literature (CPNB), спонсируемая государством Нидерланды и меценатами из частного бизнеса, тратит десятки миллионов долларов на продвижение голландской литературы и книгоиздания на мировой рынок и вывод их на мировой уровень.
Одним из проектов, курируемых CPNB, является ежегодное проведение Dutch Book Week (Недели Нидерландской Книги), в рамках которой проходит множество мероприятий – от отдельных литературных чтений и встреч с авторами до одной из крупнейших в Европе книжной ярмарки.
Geschreven Portretten, Кадер Абдола
Также к Dutch Book Week приурочивается издание за счет CPNB отдельных, значимых для Нидерландов, книг. Вот в этом году этой организацией была напечатана серия биографий известных голландцев под общим названием «Geschreven Portretten». Казалось бы, ничего примечательного. Но все же серия эта навсегда войдет в анналы мирового книгопечатания.
Geschreven Portretten, Луи Ван Галь
Ведь эти книги-биографии сделаны объемными. То есть каждая книга имеет вид головы известного человека, судьбе которого она посвящена. Таких необычных биографий удостоилось всего четыре человека. Это девочка-еврейка Анна Франк, известная своим дневником, рассказывающим про ужасы фашизма, иранско-голландский прозаик, поэт и публицист Кадер Абдола (Kader Abdolah), известнейший нидерландский футболист и футбольные тренер Луи Ван Галь, ну и, конечно же, величайший художник-импрессионист Винсент Ван Гог.
Geschreven Portretten, Винсент Ван Гог
Бумажная Википедия
На многих языках количество статей в Википедии уже давно значительно перевалило за количество статей в самых полных бумажных энциклопедиях на этих же языках. Вот потому она и невозможна в печатном экземпляре. По крайней мере, так казалось, пока дизайнер Роб Мэттьюс (Rob Matthews) не создал 5000-страничный том, состоящий из нескольких десятков тысяч самых посещаемых статей в английском разделе Википедии. Конечно, в этой книге нет никакой практической составляющей. Но зато очень наглядно передана сама суть электронной энциклопедии.
Предсмертная книга
Швейцарский графический дизайнер Пьер Менделль (Pierre Mendell) незадолго до своей смерти издал небольшую книгу, в которой коротко перечислил свои основные достижения и вехи биографии. Ну а в конце поставил дату смерти. В этот день он и умер. Книга же сделана в виде креста, помещенного на флаге Швейцарии.
Дырявая книга
Американский писатель Джонатан Сафран Фоер решил наглядно показать, что такое гипертекст. Поэтому его новая книга под названием “Tree of Codes” сплошь дырявая.
Поваренная книга от IKEA
Компания IKEA утверждает, что “сделанное дома – лучше”. В качестве иллюстрации этого своего принципа она даже выпустила поваренную книгу “HOMEMADE IS BEST”, все рецепты в которой изображены в стиле инструкций по сборке модульной мебели IKEA.
Трехмерный алфавит
Все знают, что лучше всего мир познается в игровом режиме. Вот и алфавит лучше всего учить, как оказывается, при помощи трехмерной азбуки ABC3D.
Тоннельная книга
У писателя, как и у любого человека, работающего за компьютером, может развиться т.н. тоннельный синдром. Видимо, именно страдающий им человек создал книгу Tunnel Vision, в которой рассказал про тоннель, соединяющий Нью-Йорк и Нью-Джерси, его историю и современность. Очень наглядно получилось.
Трехмерные книги от Бенджамина Лакомба
Французский художник-иллюстратор Бенджамин Лакомб (Benjamin Lacombe) делает настоящие трехмерные книги, каждый разворот которых радует читателя новыми объемными чудесами. На данный момент он уже создал дизайн для таких всемирно известных произведений, как “Пиноккио”, “Мадам Баттерфляй”, “Алиса в Стране Чудес”.
Поваренная книга, которую нужно запечь в духовке
Обычно сначала открывают поваренную книгу, а потом духовку, чтобы запечь там что-нибудь, вычитанное на страницах книги. Но хорватские книгоиздатели решили вывернуть этот процесс наизнанку. Они создали поваренную книгу под названием Well Done, которую нужно сначала запечь в фольге в духовке, чтобы на ее страницах появились рецепты блюд.
Книга-ночник
Книга “Good Ideas Glow in The Dark” – это не совсем книга. Это ночная лампа, стилизованная под книгу и предназначенная для того, чтобы ее поставить на книжную полку. Хотя ее также можно положить и на стол. Ведь в этой “книге” светится не только корешок, но и буквы на обложке.
Книга-приправа
Обычно всевозможные пищевые приправы и специи принято хранить в специальных баночках. Но дизайнер Ник Бамптон (Nick Bampton) предлагает использовать для этого книгу. Каждый ее листок будет содержать в себе некоторое количество специй. И для того чтобы добавить их в блюдо, нужно всего лишь оторвать его и бросить на сковородку. Листок этот под действием температуры и влаги просто растворится в еде.
Книга света Такеши Ишигуро
Японский дизайнер Такеши Ишигуро (Takeshi Ishiguro) создал настоящую «Книгу Света». В сложенном виде она выглядит как самая обычная книга с фабричной обложкой, но стоит ее открыть — и из белых гладких страниц выскакивает миниатюрный изящный фонарик, от которого исходит теплый приятный свет.
странное, красивое и непонятное
Книги-скульптуры, сделанные Робертом Эрнестом Раушенбергом
Американский художник-концептуалист для создания своих скульптур использует книги, которые были найдены в мусорных контейнерах и в благотворительных магазинах. Роберт Раушенберг убежден, что в виде с любовью созданных скульптур эти книги получают вторую жизнь и отстаивают свое право на существование вне той культуры, которая превратила их в мусор.
Книги-скульптуры Брайана Деттмера
«Основы физиологии в медицинской практике» и «Уинстон».
«Ядро» и «История западной Европы»
Книга-картина Мартина Фроста
На передние края этой книги нанесен рисунок, который полностью появляется при чтении, когда книга открыта и сжимается, при этом не теряет формы и тогда, когда книга находится в закрытом состоянии.
Деревянные книги Барбары Йейтс
Барбара Йейтс является экологическим художником. Свое искусство она делает, перерабатывая мертвые деревья в настоящие произведения искусства.
Самая большая книга в мире
«The Codex Gigas» - оригинальное название этой книги, еще она известна как «Библия Дьявола». Кем и почему она была написана доподлинно до сих пор неизвестно. Легенда гласит, что ее написал монах, которого заперли в холодной каменной келье за нарушение монашеских принципов, и он поклялся всего за одну ночь написать самую большую рукопись в мире. Когда он понял, что не сможет выполнить свой обет, то стал молиться дьяволу, тот услышал его молитвы и книга увидела свет.
Самая маленькая книга в мире (до недавнего появления нанокниги)
Невооруженным глазом сложно разобрать, что написано в этой книге, размер которой 5х5 мм, но если увеличить ее в 600 раз, станет ясно, что книга является самой маленькой в мире копией Нового Завета (Новый Завет Библии Короля Джеймса). Создана книга в Массачусетском технологическом институте.
Книга из лепестков цветов, Автор: Donaki Lipski
В основе книг лежат цветы из собственного сада художницы, а также переработанные страницы журналов по садоводству.
Книги - часы, Автор: Takeshi Ishiguro
Она состоит из трех книг, которые внешне выполняют функцию часов. Цифры 3 и 9 помогают ориентироваться во времени.
Книги из камня аммонита. Автор: Tim Baker
книга для спящих)
Текстильные книги
Книга - торт
Жаль ее нельзя почитать) Зато можно съесть!)
Необычные книги от Alexander Korzer-Robinson
+20
patchworkpottery.blogspot.com/