Баба ЯгаСудя по статистике, на мой дневник чаще всего выходят в поисках аналога сумамеда, фанфиков по Дюма и Остин, а также в поисках информации о Бабе Яге. Поэтому поднимаю этот столь востребованный постНавеяло постом в дневнике
Arin LevindorБаба Яга несомненно один из самых ярких, оригинальных и сложных образов в русской сказочной литературе.
Достаточно вспомнить, что в знаменитых сказках Роу ее играл мужчина (незабвенный Георгий Милляр). Режиссер добивался, чтобы Баба Яга была совершенно неженственной, чтобы в ней не сохранилось ни толики сексуальной привлекательности.
В то же время, в других фильмах Баба Яга появлялась совсем в другом облике. Злая, но очаровательно-кокетливая Яга в «Приключениях Маши и Вити», умная и добродушная Бабушка Яга в «Там на неведомых дорожках» (замечательная Татьяна Пельтцер). А кто смотрел всякую наснятую по мотивам сказок эротику, прекрасно знает, что в фильмах этого жанра Баба Яга – воплощение женской порочной сексуальности. Кстати, того же типа Яга и в известной рекламе, где Иван жалуется очаровательнице на свои проблемы с Василисой. У зрителей недетского возраста сразу появляется подозрение, что от этой Яги Иван уже не уйдет.
Можно, конечно, рассматривать это все как фантазии режиссеров, не имеющие никакого отношения к фольклорным традициям. Но… если посмотреть историю эволюции образа Бабы Яги в русской сказке, окажется, что режиссеры либо знают фольклор лучше нас, либо просто как люди творческие, почувствовали заложенные в этом образе секреты.
Кто такая вообще Яга?
читать дальшеУ славян так звалась мудрая женщина – знахарка, лекарка, иногда шаманка, ну и конечно же в глазах простых людей – колдунья. Так же, в образе Бабы Яги воплотилось древнее женское божество, восходящее еще к матриархату. Божество относилось еще ко временам охоты и собирательства, поэтому уже во времена господства мужских языческих божеств потеряло свою власть и перешло в разряд нечисти наравне с лешими, кикиморами и т. д. Кроме того, в славянской мифологии Яга часто занимала место стража между миром живых и миром мертвых. Есть еще одна версия, по которой так звучал боевой клич племени амазонок (но она выглядит хоть и очень романтично, но более, чем сомнительно), но к этому мы еще вернемся.
Теперь рассмотрим ипостаси, в которых выступает Баба Яга в русских сказках.
1. Яга – помощница героя. Это та Яга, которая героя накормит, напоит, в баньке попарит, а потом еще и даст ему клубочек, меч и расскажет, где находится Кощеева смерть.
2. Яга – враг героя. Она тоже может ему помочь, но делает это неохотно, под угрозой силы, и всячески пытается увильнуть от своих обещаний и навредить герою.
3. Яга – похитительница детей. Похищает она какого-нибудь Ивашку и пытается изжарить его в печи.
4. Яга – женщина-воин. Причем иногда она может быть таковой одновременно с вариантами 2 и 3. Это та Яга, которая гонится в ступе за героем, похитившим ее дочь (меч, живую воду и т. д., нужное подчеркнуть). Яга, которая вырезает из спины героя ремни. Яга, которая машет мечом, сражается как мужчина и часто побеждает.
Если посмотреть внимательно, можно заметить, что в очень похожих сказках и в совершенно одинаковых ситуациях Баба Яга ведет себя по-разному. Объяснение этому очень простое. Все сказки можно разделить на две группы: дохристианские и послехристианские. Первая группа – сказки, которые дошли до нас в том же виде, в каком существовали до принятия христианства. Вторая – сказки в том виде, который им придали годы господства христианской церкви, усиленно боровшейся с остатками язычества. Поэтому, если Баба Яга помогает герою, то можно с уверенностью сказать – перед нами древнейший вариант сказки.
Но чтобы Яга помогла герою, ему часто надо выполнить целый обряд. Для начала – повернуть к себе избушку на курьих ножках (происходит это от домов, стоявших на пнях). Если Яга – посредник между живыми и мертвыми, ее дом надо повернуть входом к миру живых, иначе герой не сможет туда войти. Потом он входит и Яга ему говорит: «Русским духом пахнет». Русским в данном случае – человечьим. То есть, оба прекрасно знают, что человеку здесь не место. Тогда Яга произносит запугивающие фразы – угрожает съесть героя и поплясать на его косточках. Звучат они нараспев, даже ритуально. Герой также ритуально говорит ей, что так гостей встречать нельзя, надо его сначала накормить, в баньке попарить, а тогда уже разговаривать. После такого обмена любезностями Яга меняет гнев на милость и помогает герою. Почему? Может быть его фразы – что-то вроде пароля, то есть он «свой», или его пожелание съесть что-нибудь в мире мертвых свидетельствует о его силе и тайных знаниях. В любом случае, герой демонстрирует Яге, что не боится ее, а видит в ней помощницу.
В других случаях Яга помогает герою неохотно. Благодаря магическому артефакту или каким-то собственным силам он имеет над ней власть и заставляет ее временно подчиниться. Скорее это уже послехристианская сказка, когда Яга вынуждена помогать представителю враждебной ей религии. В таких историях герой часто дурачит Бабу Ягу и крадет у нее то, что она не пожелала дать ему добром.
Проще всего объясняется третий вариант образа Яги. Дело в том, что у древних славян был такой обряд «выпекания ребенка». Применялся он в случае болезни ребенка, а также к недоношенным детям. Ребенка клали на лопату и трижды засовывали в теплую печь, символизирующую материнское лоно. Также был обряд инициации, то есть взросления, когда ребенка символически похищали и уносили в лесную чащу. С уходом лесных божеств эти обряды стали вне закона, и конечно же их отголоски превратились в страшилки.
Ну и Яга-воин. Как страж загробного мира она обладает большими силами. Ее ступа, по утверждениям некоторых специалистов – ни что иное, как древнеславянский вид гроба. Но иногда Яга в сказках воюет не в ступе, а как воин – на огнедышащем коне, размахивая волшебным мечом. Вот тут и начинают вспоминать легендарных амазонок. Тем более, что в былинах женщины-воительницы тоже встречались, вспомнить хотя бы Настасью Микулишну, супругу Добрыни Никитича, и ее сестру Василису Микулишну, которая легким движением руки победила двух лучших киевских богатырей. И отрицательность Яги-амазонки вполне понятна – при патриархате любые образы женщин-воительниц стали приобретать негативный оттенок за одну только попытку женщин равняться с мужчинами. Даже Марью Моревну, на что уж она была богатыршей и то от Кощея в конце концов спас муж. Так и Яга всегда в итоге терпит поражение в сражении с героем, ну или в лучшем случае вынуждена повернуть назад, побежденная своей дочерью, которая не захотела наследовать силу и мастерство матери, а вместо этого выбрала подчинение мужу и домашний очаг.
И еще немного о параллелях в мифологии других стран. Как это ни странно и забавно для нас, но наиболее близким к Бабе Яге мифическим персонажем являются не многочисленные ведьмы европейских сказок, а богиня Калипсо. Женское божество, живущее на краю света, обладающее большими силами, но вынужденное подчиняться мужским богам. Баба Яга - Георгий Милляр
читать дальшеБаба Яга - картина Билибина
читать дальше